Культура как система ценностей, связанная с местом и историей, пронизывает все сферы деятельности человека, связывает его с пространством проживания, определяет взаимоотношения с другими людьми, проявляется, прежде всего, как городская культура. Однако «экспансия культуры», о которой сегодня говорят не только философы, но и экономисты, политологи, социологи, управленцы, не просто метафора, отражающая рост значимости культуры в современном мире. Речь идет о становлении новой ценностной, коммуникативной и инструментальной среды, в которой потребление культурных продуктов и услуг отступает на второй план, а на первый выходит создание возможностей для творческого самовыражения и самореализации каждого человека.
Это не только процесс развития технологий и коммуникаций, появления новых жанровых систем в искусстве, это политический и макроэкономический процесс, описываемый современными теоретиками как становление креативной (творческой) экономики. Уже не физический труд (как в доиндустриальную эпоху), не машинное производство (как в индустриальную эпоху) и даже не только информация и знания (как в первой фазе постиндустриальной эпохи), а творческая способность, или креативность, становится главным фактором развития всех субъектов. Именно этим новым трендом обусловлена тематика нашей конференции. Это уже наша третья конференция, посвященная исследованию социокультурного измерения города.