Город как социальная система. Хрестоматия

Цель курса «город как социальная система» – формирование у студентов знаний о городе как целостном организме, что расширяет научно- исследовательскую деятельность студентов, обеспечивает подготовку специалистов на уровне мировых квалификационных требований, позволяет эффективно использовать образовательный, инновационный потенциал студентов университета для решения проблем города Но подлинный профессионализм невозможен без истоков знаний. Без знания истории науки, в нашем случае – науки о городе, невозможны профессиональная культура человека, аналитическое мышление, сформировать которые призвано университетское образование.
KHRESTИнтерес к истории науки о городе – не досужее любопытство, а естественная необходимость и внутренняя потребность тех, кто стремится выйти за грань поверхностного усвоения курса. Однако исторические знания о городе – вовсе не самоцель, важно понимание логики развития научной мысли о городе. Еще более настоятельным является современное прочтение старых текстов. Для чего нам нужно знать учения М. Вебера, Г. Зиммеля о генезисе города, его типах? Они нам нужны для того чтобы глубже, правильнее и полнее понимать нашу современность. Попробуем оценить идеи классиков с точки зрения современника.

 

Радионова Л. А.Город как социальная система: хрестоматия / Л. А. Радионова ; Харьков. нац. ун-т гор. хоз-ва им. А. Н. Бекетова. – Харьков : ХНУГХ им. А. Н. Бекетова, 2016. – 163 с.

УДК [316.334.56:13.02](072)
ББК 87я73-3+71.084.2я73-3
Р15

 Скачать хрестоматию (PDF)

Город как социальная система (методические рекомендации к практическим занятиям)

Практические занятия по модулю «Город как социальная система» проводятся для студентов всех форм обучения. Их цель - поточная проверка уровня усвоения студентами учебного материала, а также проведение комплексно-модульного контроля по каждому содержательному модулю.
masdarНа практические занятия выносятся важнейшие и наиболее сложные вопросы модуля «Город как социальная система». При подготовке к практическим занятиям необходимо прежде всего изучить конспект лекций по соответствующей теме, изучить категориально-понятийный аппарат и понять логику учебного материала. Далее целесообразно обратиться к изучению рекомендованной литературы по соответствующей теме.
Новые технологии обучения, основанные на применении компьютеров, мультимедиа, аудиовизуальных материалов и т.д., позволяют значительноактивизировать процесс овладения информацией, способствуют более глубокому освоению изучаемого материала. И все же основным, наиболее эффективным методом обучения была и остается работа с книгой. Чтобы глубоко понять содержание книги, нужно уметь рационально ее читать. Предварительный просмотр (включает ознакомление с титульным листом книги, аннотацией, предисловием, оглавлением) позволит решить вопрос, стоит ли ее читать.

Радионова Л. А. Город как социальная система: методические рекомендации к практическим занятиям для студентов всех форм обучения, направления подготовки «бакалавр» для всех специальностей) / Л. А. Радионова; Харьков. нац. ун-т город. хоз-ва им. А. Н. Бекетова. – Харьков : ХНУГХ им. А. Н. Бекетова, 2015. – 27 с.

УДК 101.122/129.332.132:116

Скачать методические рекомендации(PDF)

Город как социальная система (конспект лекций)

Проблема анализа развития городов в традиционном понимании - это исследования, охватывающие две градообразующих подсистемы: техническую (все искусственные материальные образования, создающие инфраструктуру города) и экологическую подсистему (естественную среду, включенную в систему города). Изучение третей градообразующей подсистемы - демографической, т.е. людей с их потребностями, отношениями, способностями, деятельностью, т.е. всего того, что мы называем городским социумом, в лучшем случае лишь декларируется. В какой-то мере это объяснимо, процесс внесения изменений в уже сложившиеся подходы анализа всегда начинается с артикуляции проблем и возможных вариантов их разрешения.

68Подготовку кадров для работы в сфере городского хозяйства ведет наш университет. Ежегодно университет выпускает специалистов, которые обеспечивают оптимальность жизнедеятельности Харькова и других городов и не только нашего государства в двух градообразующих системах – технической и экологической. Следовательно, изучение городского социума для нашего вуза не просто актуально, но и органично, ибо демографическая подсистема не может существовать без технической и экологической подсистем. Изучение курса «город как социальная система» расширяет научно-исследовательскую деятельность студентов, обеспечивает подготовку специалистов на уровне мировых квалификационных требований, позволяет эффективно использовать образовательный, инновационный потенциал студентов академии для решения проблем города.


Радионова Л.А. Город как социальная система: конспект лекций для студентов всех форм обучения, направления подготовки «бакалавр, для всех специальностей) / Л. А. Радионова; Харьков. нац. ун-т город. хоз-ва им. А. Н. Бекетова. – Харьков : ХНУГХ им. А. Н. Бекетова, 2015. – 70 с.

УДК [316.334.56:13.02:316.722](063)

Скачать конспект лекций (PDF)

Методические рекомендации для самостоятельного изучения и выполнения контрольных работ по дисциплине
ГОРОД КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Цель модуля «город как социальная система» - формирование у студентов знаний о городе как целостном организме. Проблема анализа развития городов в традиционном понимании - это исследования, охватывающие две градообразующих подсистемы: техническую (все искусственные материальные образования, создающие инфраструктуру города) и экологическую подсистему (естественную среду, включенную в систему города). Наш университет готовит специалистов именно по этим двум подсистемам города, а изучение третей градообразующей подсистемы - демографической, т. е. людей с их потребностями, отношениями, способностями, деятельностью, т. е. всего того, что мы называем городским социумом, остается за рамками учебного процесса. Следовательно, изучение городского социума для нашего вуза не просто актуально, но и органично, ибо демографическая подсистема не может существовать без технической и экологической подсистем, наш курс «город как социальная система», в определенной степени восполняет этот пробел.
ECO CITYСодержание курса структурировано и представлено двумя логически завершенными содержательными модулями и программой «город как социальная система». Здесь же хотелось бы сделать два замечания предварительного характера. Во-первых, отнюдь не «канонический» подход к построению структуры курса позволил автору дать его содержательным компонентам интерпретацию не претендующую на истину в последней инстанции. Во-вторых, город и как социальный феномен, и как объект исследования более многогранен и многоаспектен, чем его можно охватить и отразить в рамках небольшого пособия, поэтому дается обширный список литературы, где можно найти ответы на многие вопросы.

 

Радионова Л. А. Город как социальная система: Методические рекомендации для самостоятельного изучения и выполнения контрольных работ для студентов заочной формы обучения, направления подготовки «бакалавр для всех специальностей) / Л. А. Радионова; Харьков. нац. ун-т город. хоз-ва им. А. Н. Бекетова. – Харьков : ХНУГХ им. А. Н. Бекетова, 2015. – 20 с

УДК 101.122/129.332.132:116

Скачать методические рекомендации (PDF)